Кулинария 

Рестораны, банкетные залы бишкека. Легенды и мифы виноделия Динамическая пуаза «Птицы и виноград»

Рестораны, банкетные залы бишкека. Легенды и мифы виноделия Динамическая пуаза «Птицы и виноград»

Мы вряд ли сможем точно ответить на вопрос когда и как возникло виноделие. Если собрать воедино все результаты раскопок, прочитать все древние мифы, летописи и манускрипты, то создастся впечатление, что вино существовало всегда, ну или появилось на свет вместе с человеком. Даже согласно книге «Бытия», после потопа Ной первым делом посадил виноградник - настолько вино славилось людьми.

Что же нам о древнем виноделии известно абсолютно точно? Древнейший известный ферментированный напиток, рисовое вино, готовили в Китае еще 9000 лет назад. На территории Ирана находили кувшины с остатками виноградного вина, изготовленного в 5400-5000 годах до нашей эры. В пещерах Армении была обнаружена древнейшая из известных виноделен, датированная 4100-4000 гг. до н. э., а на территории Греции - прессы для винограда относящиеся к 5000 годам до н. э.

Пожалуй, это все, что мы можем с уверенностью сказать о виноделии в древних городах и странах. Если рассуждать и строить догадки о том, что же было раньше, то придется обратиться к мифам и легендам. А вот их до нас дошло великое множество из разных уголков света! В Греции за вино отвечал бог Дионис (или Вакх), в Риме - Бахус, в Египте - Шаи. А об их славных похождениях было сложено немало историй.

Сегодня мы попробуем охватить хотя бы некоторые из них и расскажем о самых интересных винных мифах и легендах.

Фракия

По мнению ученых, Болгария - это одна из первых винодельческих стран в мире. Только вот название у нее раньше было другое и проживал там славный народ - фракийцы. Был у них и свой винный герой - мифический всадник, большой весельчак, великий винодел и воин, приносящий веселье и радость в каждый дом, где он появляется. Считается даже, что по своему происхождению Дионис - не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский.

Фракийская легенда о происхождении вина - весьма прозаична и даже похожа на правду. Жил в стародавние времена в одном из городов бездомный козел. Весь год бродил он грустно и одиноко, но каждую осень вдруг становился весел и бодр, радостно прыгал рядом с прохожими, а глаза его блестели счастьем. Но через некоторое время его снова одолевало уныние.

Решили жители выяснить, в чем причина радости козла, и проследили за ним в один из осенних дней. Козел привел их на пустой виноградник, где он поедал оставшиеся после сбора раздавленные виноградные грозди, которые уже успели забродить. Попробовали люди забродивший сок и начали делать вино, прославляя козла-первооткрывателя.

Древняя Греция

Сын Зевса Дионис охотился и увидел сатира Ампелоса, игравшего на свирели. Восхищенный его красотой и умением, Дионис завел с ним беседу, а после стал ему верным другом и соратником. К несчастью, как-то раз Ампелос разбился, упав со скалы. Прибежал Дионис к своему отцу - Зевсу, умоляя воскресить друга. Тогда Зевс подумал и обратил погибшего сатира в прекрасную лозу, которая приносила сочные ягоды и давала людям вино.

С тех пор Дионис стал путешествовать и учить людей выращивать виноград и делать вино. Кстати, от имени Ампелоса происходит и греческое название винограда - ampelos, а также наука о сортах винограда -ампелография.

Но это все лишь один короткий эпизод из жизни Диониса. Если обратиться к мифам Древней Греции, то мы найдем немало упоминаний этого бога виноделия. Даже героические эпосы Гомера «Илиада» и «Одиссея» невозможно представить без вина.

Древний Рим

Конечно, далеко не все легенды описывали происхождение вина. Были и другие темы, а некоторые и вовсе напоминали поучительные сказки.

В стародавние времена римский бог виноделия по имени Бахус увидел интересное растение. Путь ему предстоял долгий, а солнце пекло нещадно. Чтобы защитить росток от зноя, Бахус спрятал его в полость орлиной кости. Только вот лоза начала быстро расти. Бахус пришлось взять львиную кость, чтобы спрятать подросшее растение. Прошло еще какое-то время и на смену пришла кость большого осла.

Принеся лозу домой, Бахус дождался урожая и сделал первое вино. Конечно, он сразу дал его людям. Оказалось, виноград запомнил свое путешествие. Попробовали люди вино и почувствовали легкость, которую чувствует орел в небесах. Те, кто выпили больше, ощутили небывалую львиную смелость. А вот те, кто не смогли остановиться, превратились в глупых ослов. Мораль тут проста и понятна, а главное - актуальна во все времена: употребляя вино, нужно знать меру.

Персия

Персидская легенда о вине значительно отличается от предыдущей. И если вторая ее часть напоминает правду, то первую точно нужно отнести к разряду мифов.

Однажды персидский царь Джамшид наблюдал за тем, как тренируются его верные лучники. Вдруг он увидел как змея набросилась на большую птицу. Пожалел ее царь и тотчас отдал приказ лучникам убить змею. Благодарная за свое спасение птица подлетела к Джамшиду и выронила из клюва несколько зернышек. Зернышки проросли и превратились в прекрасные виноградные лозы, которые давали щедрый урожай.

Царь полюбил сок этих волшебных ягод. Но как-то раз слуга подал ему немного скисший сок. Рассерженный царь велел унести напиток, а слуги по неосторожности забыли, куда убрали кувшин. Через несколько месяцев на него наткнулась прекрасная рабыня, которая от сильнейших головных болей хотела умереть. Приняв скисший сок за яд, она осушила кувшин и проспала несколько дней. А вот проснувшись ощутила себя бодрой и здоровой! Тогда забродивший виноградный сок признали лекарством, и люди стали пить вино.

Древний Египет

В Египте виноделы долго не могли решить: кому им следует поклоняться - богам земли и плодородия, давшим им виноград, или богу воды, питающему лозу? Да и сами боги не могли договориться, кому из них должны поклоняться люди. Решили проблему очень просто: создавали новое божество. Так и возник Шаи - маленький бог виноградной лозы.

По легендам Шаи имел спокойный нрав и не устраивал буйных празднеств, как Дионис. Помимо вина он считался божеством довольства, изобилия, богатства, его даже приглашали на суд Осириса! Ведь Шаи лучше всех разбирался в человеческой жизни и точно определял срок, отпущенный каждому человеку.

Моравия

Эта легенда пришла из исторического региона Чешской республики. Согласно преданию в древние и суровые времена жил правитель Хотеш, злой и своенравный. Этот тиран казнил каждого, кто был ему не по душе, и славился своими жестокими приказами. Не выдержал этого народ Моравии! После кровавого восстания Хотеша подвергли адским мукам.

Шли годы, однажды мимо замка свергнутого когда-то правителя проходил очень богатый купец и увидел красивую статую с поднятой рукой. Посмотрел купец на статую, и так она его впечатляла, что вложил он в ее руку слиток настоящего золота и пошел своей дорогой.

Вечером держал он свой путь обратно. Поравнявшись со статуей, бросил взгляд и увидел, что вместо золота рука держала гроздь прекрасных ягод. Поразил его вкус сочных плодов и рассказал он всем свою удивительную историю. Из толпы вышел старик и молвил, что языческие боги приняли дар в виде золота и простили Хотеша. Из косточек винограда вырастили лозы и научились делать вино. Вот так заслужил прощение народа жестокий правитель.

Конечно, можно бесконечно долго рассказывать о мифах, пришедших к нам из Китая или, например, от коренных жителей американского континента. Только вот вина там изначально все-таки были не виноградные, поэтому оставим их для совсем другой истории, равно как и славянские рассказы об алкоголе.

Зато, обсуждая мифологических винных персонажей, не можем не упомянуть не такого древнего, но весьма интересного - клуракана. Придумали его (а может и не придумали, а видели на самом деле) ирландцы. Клураканы - это старички в красных курточках, охраняющие вино в погребах. Эдакая смесь нашего домового и европейского гнома.

Эти существа весьма полезны: например, они отпугивают слуг, если те вздумают попробовать вино своих хозяев. Самих хозяев они не меняют и привязаны к родному дому. Если грядет переезд, прячутся в винной бочке и снова продолжают свою работу на новом месте. Кстати, если встретить клуракана и выпить с нем пору бокалов хорошего вина, он обязательно покажет вам дорогу к кладу.

Мифы и легенды.

Болгария.

По мнению ученых, Болгария (Фракия) - это одна из первых винодельческих стран в мире, в которой вино начали производить уже более 4000 лет назад и к тому же, на ее территории открыто древнейшее в истории человечества обработанное золото.

Фракийцы вошли в историю как храбрый, смелый, дружный и веселый народ. Именно во Фракии родился культ бога виноградной лозы и веселья.

Во Фракии существовал культ героя, мифического всадника, большого весельчака, великого винодела и воина, приносящего веселье и радость в каждый дом, где он появляется. Его образ был настолько популярен, что какое-то время фракийцы чеканили его на своих золотых монетах.

Рассказывают, что однажды, в ХIХ веке на свадьбу молодому виноделу Деяну подарили старинную фракийскую монету с изображением всадника .

Гость сказал, что эта монета веками хранилась в их семье и что она приносит удачу и радость. В то время Болгария находилась под гнетом турецкого ига. Турки уничтожали виноградники и запрещали производить вино. Но всякий раз, когда турецкие солдаты приходили вырубать виноградники, хозяйство Деяна счастливым образом избегало этой напасти.

Деян был уверен, что это заслуга чудесной монеты и даже сделал её гербом своего хозяйства, поместив изображение монеты с всадником на вина "Злата България".

До сих пор потомки Деяна продолжают радовать людей винами с всадником марки <Злата България>, и верить, что они приносят удачу.


Легенды о вине.

Приведем наиболее известные легенды о вине:

Фракийская легенда.

Крестьян заинтересовали такие перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за животным. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он, бродя по опустевшему винограднику, поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья. Как правило, это были те гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовывался в подобие вина.

Вот от него-то и пьянел козел , и его настроение улучшалось.

Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина , а люди научились делать вино.


Персидская легенда.

Однажды персидский царь Джамшид , отдыхая в тени своего шатра, наблюдал за обучением своих лучников.

От отдыха царя отвлек шум схватки змеи и большой птицы, которая пpоходила неподалеку. Птица уже задыхалась в пасти огромной змеи и была близка к своей гибели. Царь приказал своим лучникам убить змею. Птица высвободилась из пасти мертвой змеи, подлетела к ногам царя и, в знак благодарности, выронила перед ним из клюва несколько зернышек, которые вскоре проросли. Из зернышек выросли виноградные лозы , давшие множество плодов.

Царь Джамшид очень полюбил сок этих плодов, но случилось, что однажды царю принесли чуть скисший сок. Джамшид рассердился и приказал унести его подальше. Слуги сок спрятали и вскоpе уже забыли о нем.


Древнегреческая легенда.

Однажды, во время охоты, языческий бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником.

Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня.

Легенды мира о виноделии и вине.

Начало начал.

Во времена большого переселения народов на территорию, между Эгейским, Черным и Мраморным морями, пришли фракийцы воспетые в гомеровской «Илиаде» как отважные воины царя Резоса - союзника троянцев.

Они принесли с собой культ бога вина Севациоса и дали название Фракии. Именно здесь впервые появилось виноделие.

Ничего удивительного, что позже наиболее почитаемым божеством во Фракии стал греческий бог виноградарства и виноделия Дионис по прозвищу Вакх . Он был сыном Зевса и Семелы, родившимся при довольно драматичных обстоятельствах.

Однажды Семела с капризностью, свойственной всем беременным женщинам, возжелала увидеть Зевса во всей красе.

Тот приехал на колеснице, запряженной огнедышащими лошадьми, и прихватил с собой парочку-другую молний. От них-то и загорелись покои Семелы, и она погибла, успев родить шестимесячного ребенка. От огня его спас густой зеленый плющ, внезапно выросший из земли. Вскоре подоспел отец и зашил малыша в свое бедро. Оттуда и появился на свет окрепший Дионис.

Гера, законная жена Зевса, еще долго преследовала ребенка. В частности, она послала безумие на Афаманта, мужа сестры Семелы, воспитывавшего Диониса. Тогда Зевс отдал сына нимфам из Нисейской долины, которых позже взял на небо и сделал созвездием Гиад.

Дионис вырос, нашел виноградную лозу и стал бродить по свету со свитой вакханок, сатиров и селенов, обучая людей виноделию. Благодарные смертные устраивали в его честь пышные «дионисии», или же вакханалии. За отказ поучаствовать в одной из них вакханки растерзали легендарного фракийского певца Орфея. А ведь было время, когда его пение ублажало капризную Персефону и успокаивало бушующую стихию во время похода аргонавтов. Но после смерти красавицы жены поэт отрекся от дамских ласк и прочих радостей жизни.

Именно от «дионисий» со временем произошел театр, а от дифирамбов (похвальных гимнов в честь Диониса, исполняемых наряженными в козьи шкуры певцами) произошла трагедия — буквально «песня козлов».

Квасура - Дионис по-славянски.

Наши предки славяне считали хмельной напиток неотъемлемым атрибутом любви и семейного достатка . Они утверждали, что именно Лада - богиня домашнего очага научила Квасуру, ставшего впоследствии богом виноделия, готовить солнечный напиток - сурью.

Как-то, придя к нему, она велела смешать мед с водой и поставить смесь осуриваться на солнце. Позже Квасура дал рецептик прародителю славян Богумиру, который первым совершил жертвоприношение сурьей.

Вавила был простым сельским тружеником. День и ночь он пахал землю. Именно за этим занятием застали его Квасура и Китоврас, решившие изгнать греков из Голуни. «Заиграй, Вавила, во гудочек, во звончатый переладец, а Квасура с Китоврасом приспособят!», - сказали веселые боги хмеля - и Вавила, привыкший держать в руках исключительно орало, заиграл на гудочке (струнный инструмент, не путать с современной дудочкой). Его игра была столь чудесной, что боги взяли его скоморошить. Согласно их плану, Вавила должен был «переиграть царя Собаку и сына его Перегуду».

По дороге в царство Собаки-Сабазиса освободители отечества награждали добрых людей и наказывали злых, объясняя таким образом, «что такое хорошо, и что такое плохо». К примеру, белье милой девушки они превратили в атлас, а на поле грубияна-земледельца наслали птиц, которые склевали его посевы.

Против чудесной игры Вавилы и его волшебных друзей не могли устоять ни животные, ни растения, ни даже стихии. Ничего удивительного, что они с легкостью переиграли царя Собаку вместе с его сыном Перегудой и дочерью Перекрасой и освободили славный Голунь. С тех пор новым правителем города стал скоморох Вавила.

Алкогольный интернационал.

Альтернативными божествами алкогольных напитков у славян была супружеская чета - Хмель и его благоверная Сурица. У славян Сурица почиталась как солнечная богиня радости и света. Видимо, отсюда происходит и название хмельного напитка - сурья (иными словами - «мед питный»).

С хмельным весельем у славян был и Ярило . Он не был богом, но нашими предками почитался с не меньшей набожностью. Веселый красавиц Ярило олицетворял весеннее плодородие и сексуальною мощь. Не зря его культ, отмечавшийся весенней порой, оказался весьма живучим.

Еще в XIX веке в Белоруссии существовал обычай усаживать босоногую девушку на белого коня, (она играла роль Ярилы) и водить вокруг нее хороводы. Слухи о бесчинствах и пьяном разбое во время отбывания культа Ярилы в землях Российской империи доходили даже до царского престола.

Имена и функции славянских богов удивительным образом переплетаются с аналогичными божествами других народов .

Так, древнеиндийские мифы рассказывают нам о Сурье - солнечном боге, колесящем по небу на семи кобылицах, гривы которых подобны лучам солнца. Иногда его изображали в виде птицы или летящего ежа. У него была дочь - тоже Сурья (похоже, фантазия жителей Древней Индии не отличалась разнообразием). Она была замужем за Сомой, богом одноименного напитка - сомы.

В скандинавской мифологии есть Квасир, маленький мудрый человечек, родившийся из слюны богов. Как-то раз подлые карлики пригласили Квасира в гости и убили.

Его кровь смешали с пчелиным медом и приготовили хмельной напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение - мед поэзии.

За право владеть этим чудесным напитком велись жестокие войны на скандинавском «Олимпе».

Наука Бахуса.


А на диаметрально противоположном конце Земли, в еще неизвестной европейцам Америке жил народ майя со своим богом вина - Аканом .

С ними соседствовали ацтеки, чьим богом виноделия был Патекатль. О нем говорили, что «он из страны лекарств». Патекатль был богом трав и кореньев, из которых готовили подобие вина - отклю. Ацтеки видели Патекатля непременно с топором и щитом, либо же с листом агавы и копательной палкой. Он был женат на Майяуель - богини агавы. Именно из «голубой агавы» (а не из колючек кактусов, как принято считать) готовят текилу. Внешне агава похожа на большой ананас весом более 100 кг.

Легенда рассказывает о том, что лет двести тому назад один крестьянин полол грядки голубой агавы и обнаружил дымящую трещину.

Она превратилась в вулкан, высота которого через пару недель составила 50 м, а через год - 200 м. Очевидно, поэтому считается, что лучшая агава весом в 250 кг растет на склонах вулканов.

Прародителем современной текилы был напиток пульке. Его богом считался Оме Точли - один из 400 детей Майяуель, у которой для них имелось ровно 400 грудей. Ацтеки позволяли пить пульке лишь четыре раза в год.

Знать меру призывала и древнеримская легенда. Однажды местный бог виноделия Бахус подобрал у дороги понравившееся ему растение. Он решил во что бы то ни стало посадить его в своем саду. День был жарок, а путь домой - не близок. Чтобы росток не завял, Бахус положил его в полость кости орла. Но вскоре росток начал активно развиваться, и прежнее убежище пришлось сменить на кость льва. Но и там растение долго не залежалось. Заботливый бог нашел для него более просторное жилище - кость осла.

Через некоторое время из ростка выросла прекрасная виноградная лоза с изумительными плодами . Из них Бахус сделал напиток и явил людям вино . Оно, как оказалось, обладало невероятной генетической памятью. Так, отведавшие его люди стали чувствовать легкость, подобно орлу, парящему в небесах. Те, кто не останавливался на выпитом, находили в себе смелость льва. Ну а тот, кому и этого казалось недостаточно, в результате превращался в глупого осла.

Правитель винного родника.

Если хочешь забыть о собственной бедности - продай все, купи на вырученные деньги вино и выпей его. Если же хочешь разбогатеть, то возьми кредит и открой винный магазин. А при этом не забудь молиться Симе Сян-жу. Такой незатейливый рецепт богатства предлагает китайская мифология .

В ней Сима Сян-жу является наиболее авторитетным богом среди виноторговцев. В основе его образа лежит реальный исторический персонаж - поэт Сима Сян-жу, живший приблизительно в 179-117 гг. до н.э. Его постоянно терзали смутные мысли о безденежье. Ни всеобщий почет, ни признание его таланта, ни даже ласки красавицы жены не радовали его. Чтобы покончить с незавидным материальным положением, Сима Сян-жу решил одолжить деньги и открыть винную лавку.

Через некоторое время он заработал огромное состояние и незабвенную память. А после смерти стал считаться покровителем не только торговцев вином, но и всех тех, кто стремится разбогатеть.

В китайском пантеоне существует строгое распределение обязанностей между богами. Если Сима Сян-жу отвечает за успешную продажу вина, то его изготовление опекает Ду Кан, который прославился тем, что первым начал делать вино.

Ду Кан якобы жил при мифическом государе Хуан-ди («желтом предке»). Хуан-ди не стал богом ни виноделов, ни виноторговцев. Зато он вполне мог бы объединить под своим покровительством дровосеков, охотников и моряков. Ведь именно он изобрел топор, лук и стрелы, помог людям сделать лодку и даже колокол. На его алтарь следовало бы приносить дары Кельвину Кляйну, госпоже Шанель и господину Версаче, поскольку никто иной, как Хуан-ди смастерил первые туфли и пошил первую одежду, придумав разделить ее на мужскую и женскую.


Но оставим в покое кутюрье и вернемся к китайским виноделам, которые убеждены, что качество их продукции зависит от воды, из которой ее приготовили.

Не зря одно из прозвищ Ду Кана звучит, как Цзюцюань тайшоу, то есть «правитель винного родника» . Одними из наиболее качественных считаются вина из провинции Шаньдун. Именно здесь расположен храм Шуня, а в нем находится родник, названный именем Ду Кана. Из его воды готовили наилучшие вина.

Ду Кан умер в день, находящийся под циклическим знаком «ю». С тех пор возделывать вино в такие дни строго запрещено.

Винное братство.

А вот ирландцы показали себя народом, умеющим не только изготавливать вино, но и охранять его. С этой целью они придумали клураканов, занимающихся сохранностью вина и пива в винных погребах.

Мифические старички пугают слуг, дерзнувших воровать хозяйское вино. Но сами не отказываются опрокинуть стаканчик-другой. После этого они седлают овец, крича и подбрасывая шляпы. Клураканы напоминают помесь домовых и гномов. А от бродячих фейри их можно отличить по красным курточкам. Как и домовые, они опекаются домом, а если хозяин решает переехать, то сопровождают его, забравшись в бочку с вином. Как и гномы-леприконы, они знают, где зарыты клады, и могут показать дорогу, если с ними подружиться. А, как известно, самый легкий способ завести знакомство - за бокалом хорошего вина.

Как видим, человеческий гений далеко продвинулся, чтобы оправдать свои маленькие слабости. Фантазия наших предков наплодила многочисленных богов виноделия и создала о них легенды, которые позволяют нам глубже узнать как ментальность отдельного народа, так и характер целой эпохи.


Виноград - одно из самых древних используемых человеком растений. На Ближнем Востоке он культивировался еще 9 тыс. лет назад, а семена его, обнаруженные при раскопках, относятся к бронзовому веку.

Карл Брюллов. Итальянский полдень.


Amalie Kaercher.


Луис Мелендес. Натюрморт с виноградом.

«Появился виноград на Земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера), и те, что успели созреть к рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали розовыми. Гроздья, созревшие днем, стали золотисто-желтыми – они переняли от ярко сияющего на небосводе солнца золото его лучей. Ягодам, созревшим поздно вечером, южная ночь передала свои темные или бархатисто-синие тона».


Josef Schuster. Grapes and a Jug of Wine on a Ledge.

Виноградарство и виноделие широко отражены в произведениях древнего искусства, о них часто напоминают, например, многочисленные памятники египетской культуры в Фивах, Бенни-Хассане и других местностях. Излюбленным мотивом древних египетских художников были винные амфоры. Процесс изготовления вина подробно описан на гробнице египетского фараона Птаххотепа, жившего за 2500 лет до нашей эры. В стране фараонов даже существовал своеобразный обычай, приобщавший непьющих к вину. Перед гостями держали деревянный макет, изображавший покойника, с надписью: «Взгляни на меня и спеши насладиться вином, ибо после смерти будешь таким же, как и я».


Ferdinand Waldmuller. A Dog by a Basket of Grapes in a Landscape.1836

"Путь нашей жизни-прохода через виноград",- говорили древние римляне. Библейский рассказ о выборе царя деревьев повествует о том, как деревья предложили виноградной лозе царскую корону. Виноград упоминается едва ли не в каждом греческом мифе, особенно в легендах, посвященных могущественному его покровителю - богу Дионису. Немало прекрасных сказаний оставили древние греки о происхождении винограда.


Guido Reni (1575-1642). Дионис.

Одно из них рассказывает о времени, когда гроздья винограда росли на ветвях огромных вязов, так как виноградной лозы еще не было. И тогда щедрый Дионис решил подарить своему любимцу, юноше Ампелу, сочную виноградную гроздь, но предложил ему самому взять подарок, находившийся на тонкой и длинной ветке очень высокого вяза. Несчастный Ампел, не добравшись до грозди, упал с дерева и разбился насмерть. Горько оплакивая гибель своего любимца, Дионис превратил его тело в чудесную гибкую лиану с виноградными гроздьями и назвал растение "ампелос", а из души сотворил новую звезду - Виноградицу. И сейчас можно увидеть эту звезду на небе или на звездной карте в созвездии Девы. А имя бедного юноши, данное Дионисом чудесному растению, осталось увековеченным в истории виноградных наук, так как от него позаимствовали свои названия науки ампелология и ампелография.


Tommaso Salini. The Young Bacchus.

В другом мифе Дионис весело бродит по земле, обучает людей искусству возделывания винограда и превращения его в искристое вино. Резвясь как-то в окружении менад, захмелевший Дионис подвергся нападению фракийского царя Ликурга. Спасаясь бегством, он бросился в море и нашел убежище у богини моря Фетиды. Всемогущий Зевс поспешил на помощь сыну: ослепив Ликурга, он привязал его к виноградной лозе. Из горьких слез несчастного Ликурга, утверждает легенда, выросла презренная капуста, непримиримо враждующая с тех пор с любимым растением Диониса - виноградом.


Караваджо. Больной Вакх.

На этом приключения веселого бога не кончаются. В другом эпизоде повествуется о том, как, оправившись после панического бегства от Ликурга, Дионис превращает захвативших его в плен морских разбойников в дельфинов, а их корабль - в благоухающий плавучий виноградник. Пастуху Икарию, воздавшему ему почести как богу, Дионис подарил виноградную лозу, и так впервые виноград появился в Аттике.


Caesar van Everdingen. Nymphs Offering the Young Bacchus Wine, Fruit and Flowers.

Многие приключения предшествовали смерти Диониса, доблестно дравшегося вместе с Зевсом против титанов. У поверженного на поле боя Диониса богиня Афина вынула еле бившееся сердце, и Зевс тут же вдохнул в него жизнь. С тех пор, утверждает другая эллинская легенда, и приобрела подвластная Дионису виноградная лоза удивительную живучесть. Даже искромсанная на мелкие части, она легко укореняется каждым своим кусочком. Кровь же многострадального Диониса влилась в плоды винограда, и люди приноровились извлекать из виноградной ягоды благородный божественный напиток - вино.


Караваджо. Вакх (Дионис). 1595


Cesar Boetius van Everdingen. Bacchus with Nymphs and Cupid.

Классическая форма листьев винограда, наряду с листьями плюща и аристолохии, служила сюжетом для готических орнаментов. Виноград воспевали поэты - Рудаки, Ибн Сина (Авиценна), Омар Хайям, Шота Руставели, Сергей Есенин, Расул Гамзатов и др.


Jan van Huysum.

Не стану я жалеть о розах,
Увядших с легкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.

Пушкин Александр Сергеевич


Juan de Espinosa.


Франц фон Штук. Мальчик Бахус верхом на пантере. 1901


Брюллов Карл Павлович. Девушка, собирающая виноград.


Bartolomeo Manfredi. Bacchus and a Drinker.

ЛЕГЕНДЫ О ВИНОГРАДЕ

Легенды о дочери Солнца и Земли, или Почему выпускницам Смольного вручали виноградные медали...

Прекрасная виноградная лоза родилась давным-давно от Солнца и Земли. Ее первые грозди наливались живительным соком очень быстро, с утра до сумерек. И те, что успели созреть на рассвете, покрылись нежным розовым румянцем утренней зари. Грозди, которые созрели днем, вобрали в себя золото полуденного солнца. Ягоды же, созревшие поздно вечером, с наступлением темноты приняли цвет южной ночи - темно-синий и восково-черный. Вряд ли есть растение, о котором слагалось бы так много легенд, как о виноградной лозе. И дело тут не только в конечном напитке.

Звезда Виноградица.

Было время, когда гроздья винограда росли на ветвях огромных вязов, так как виноградной лозы еще не было. И тогда щедрый Дионис решил подарить своему любимцу, юноше Ампелу, сыну сатира и нимфы, сочную виноградную гроздь. Но предложил ему самому взять подарок, находившийся на тонкой и длинной ветке очень высокого вяза.

Несчастный Ампел, не добравшись до грозди, упал с дерева и разбился насмерть. Горько оплакивая гибель своего любимца, Дионис превратил его тело в чудесную гибкую лиану с виноградными гроздьями и назвал растение «ампелос», а из души сотворил новую звезду - Виноградицу.

И сейчас можно увидеть эту звезду на небе или на звездной карте в созвездии Девы. А имя бедного юноши, данное Дионисом чудесному растению, осталось увековеченным в истории виноградных наук, так как от него позаимствовали свои названия науки ампелология и ампелография.

Для греков виноград был объектом настоящего культа, эмблемой цивилизации.

Как впервые был приготовлен самый популярный напиток из винограда

Однажды Бахус, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его и посадить у себя на родине.

Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее росток и пошел дальше. В руке юного бога растение стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки.

Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей, Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растение вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительная находка все росла и росла.

Тогда бог вложил его в большую кость осла. Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил его вместе с костями. Кустик быстро разросся.

К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первый напиток из винограда и стал услаждать им людей.

Но случилось чудо: когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще - и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов.

Персидская легенда.

Жил когда-то человек по имени Джамшид, очень любивший виноград. Любил пить и его сок. Однажды он приготовил так много сока, что не смог его сразу выпить. Оставил он сладкий сок до следующего дня. И он забродил...

Грузинская легенда.

Рос виноград в лесу, и только птицы клевали его. Однажды бедняк вырвал в лесу лозу, принес и посадил возле дома. Созрел виноград, вкусный, сочный. Понравились ягоды бедняку, и на второй год посадил он еще десять лоз, на третий - сто.

Осенью, когда созрел обильный урожай, бедняк, чтобы не пропадало добро, выдавил из ягод сок. Что выпил - выпил, остальное слил в кувшины - не выливать же.

Месяца через два открыл он кувшин, попробовал - еще вкуснее стал напиток. Удивился бедняк: как это корявая лоза дает такой вкусный напиток? Созвал он друзей, затеял пир.

Прилетел на пир соловей. Осушил чашу и сказал: - Кто этот напиток выпьет, запоет, как я!

Прилетел петушок. Осушил чашу и сказал: - Кто еще выпьет, распетушится, как я!

Третьим явился жирный боров и, осушив чашу, сказал: - Кто еще выпьет - вываляется в грязи, как я!

Наконец, пришла лиса. Осушила чашу и сказала: - А кто еще выпьет - вкрадется в него напиток воровски, по-лисьи, и натворит он таких дел, что долго будет краснеть.

Вот так и действует до сих пор виноградный напиток на людей: немного выпьют - веселятся да поют; еще немного - петушатся да дерутся; еще выпьют - уж на ногах не стоят, в грязь валятся, а если еще выпить - можно таких дел натворить, что век будешь краснеть.

Легенда о белокрылом аисте.

Во времена турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них кончились запасы воды и уже иссякли силы.

Осажденным грозила гибель, и враги уже торжествовали победу. И тогда внезапно сильный ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле - к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели отступили. С тех пор аист стал символом счастья, благополучия и богатства молдавской природы.

Божественная лоза.

В процессе превращения ягоды винограда из одного состояния в другое древние люди усматривали нечто магическое, вовлекающее в процесс брожения какую-то сверхъестественную силу. Поэтому всегда считалось, что вино имеет божественное происхождение.

Виноградная лоза - один из самых распространенных символов христианской религии, согласно словам Христа: «Я есмь виноградная Лоза» («Евангелие от Иоанна», 15:1). Ученики - это побеги, лоза и виноградные гроздья и хлеб в причастии символизируют тело и кровь Христа.

В древнееврейской символике виноградная лоза представляет израильтян как богоизбранный народ, вместе с фиговым деревом она - символ мира и достатка.

Виноград в геральдике.

Виноградная лоза и виноградные грозди вошли в гербы городов: Чугуев, Изюм, Аккерман, Ялта, Ташкент, Телави и др. В гербах Армении, Грузии, Молдовы, Туркменистана также имеются изображения винограда. На монетах древних государств, население которых занималось виноторговлей, имеются изображения винограда.

Самая древняя русская медаль с изображением винограда, относящаяся ко времени царствования Екатерины II, была учреждена для награждения воспитанниц Смольного института. На медали виден виноградник, а под ним надпись: «Тако созревают».

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о винограде и виноградарстве.
Познакомить детей с легендой о винограде из книги Л. Згуровской «Август в Крыму». Учить понимать образный смысл легенды.
Словарь: виноград, виноградник, виноградарь, лоза, дегустация.
Закрепить умение рисовать пальцами.
Развивать любознательность, мелкую мускулатуру кистей рук.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Гроздья винограда разных сортов, виноградный сок, изюм.
Зубочистки или шпажки для накалывания изюма.
Картинки с изображением виноградной лозы.

Виноградные побеги

Виноградная лоза

Виноградник

Плоды разных сортов винограда

Ход занятия:

Ребята, давайте попробуем совершить путешествие в далекое-далекое прошлое, когда на земле еще не появились люди. Произошло сильное землетрясение и из морских вод поднялась земная суша. Так появился наш Крым. Ветер и птицы принесли на крымскую землю семена разных растений. Среди них и виноград. Но виноград дикий, с мелкими, черными и кислыми ягодами. Птицы и звери охотно лакомились диким виноградом. Но вот появились люди. Постепенно они научились многому: строить дома, выращивать растения. И тогда они обратили внимание на дикий виноград. Стали выбирать покрупнее и послаще. Со временем из винограда дикого вывели виноград культурный. До сих пор ученые выводят новые сорта винограда: есть виноград без косточек, с круглыми, с овальными ягодами и много-много других сортов.
А теперь подумайте и скажите, кто такой виноградарь? Это человек, который занимается выращиванием винограда. А участок земли, на котором растет виноград, называется «виноградник».

Наша крымская земля очень подходит для выращивания винограда. Если придется вам ехать на автомобиле по нашему полуострову, вы увидите множество виноградников.

Существует множество разных сортов винограда. У нас сегодня есть три сорта: «Мускат», «Изабелла» и «Ркацители». И сейчас вы сможете их попробовать. Когда пробуют, для того чтобы определить вкус или запах, это называется дегустация. Вот сейчас у нас будет дегустация разных сортов винограда. Помойте руки и приступайте к дегустации.

Дегустация винограда

После дегустации можно поинтересоваться у детей, какой сорт винограда понравился им больше всего.

Вы заметили, что ягоды винограда бывают окрашены в разные цвета. Какого цвета ягоды винограда, который вы сегодня пробовали – дегустировали? Розовый, желто-зеленый, почти черный. Ягоды, выросшие вместе, рядышком, называют виноградной кистью или гроздью.

А откуда взялись виноградные кисти разных расцветок рассказывается в старинной легенде. Мы с вами уже читали легенды, и знаем, что это сказочный рассказ о чем-то, существующем на самом деле.

Легенда о винограде

«Появился виноград на Земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера), и те, что успели созреть к рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали розовыми. Гроздья, созревшие днем, стали золотисто-желтыми – они переняли от ярко сияющего на небосводе солнца золото его лучей. Ягодам, созревшим поздно вечером, южная ночь передала свои темные или бархатисто-синие тона».

Сейчас виноград созревает насколько месяцев: первый созревает в середине лета, а урожай последнего, позднего винограда собирают в середине осени. Но земля и солнце и сейчас – родители винограда. Без солнышка ни зернышку не созреть, ни ягодке. Земля дает питание корням виноградного куста. А вот стебель и ветви виноградного куста называют «лоза». Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Лоза гибкая, длинная и тонкая. Чтобы она не ломалась от тяжести виноградных кистей, виноградари подвязывают лозу к столбику.

Птицы, насекомые, звери не меньше человека любят виноград. Пчелы, осы, муравьи любят полакомиться виноградом. Хомяки виноградные ягоды за щеку прячут в свою подземную кладовочку несут. А воробьи, грачи, вороны клюют сладкие ягоды прямо с лозы.

Давайте поиграем в подвижную игру «Птицы и виноград».

Динамическая пуаза «Птицы и виноград»

Дети изображая птиц бегают («летают»). Ведущий («сторож») по команде «Сторож идет» начинает ловить детей-«птиц».

Во все времена люди ценили виноград. В старину, когда на нашем полуострове бушевали войны, победители выкапывали и увозили к себе домой виноградные лозы.

Ведь виноград одаривает не только вкусными ягодами. Из винограда делают сок и вино. А еще вкусное лакомство. Вот оно. (Показ изюма). Знаете, что это такое? Это изюм – сушеные ягоды винограда. Для изюма выбирают виноград без косточек. Давайте проведем дегустацию изюма и виноградного сока.

Дегустация изюма и сока

Оказывается, виноград еще умеет лечить некоторые болезни. И еще он очищает организм человека, дает ему силу и здоровье.

Давайте нарисуем виноградную гроздь. Но прежде подготовим к работе пальчики. Именно ими мы будем рисовать.

Пальчиковая гимнастика «Виноград»

Палец указательный самый любознательный.
Может кнопки нажимать, может дырки ковырять.
И зависит от владельца, как использовать умельца.
Палец мы потренируем – виноград он нарисует.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Рисование «Грозди винограда»

Дети рисуют пальцами ягоды винограда на листе бумаги с нарисованными листиком, усиком и веточкой. Воспитатель обращает внимание детей, что можно добиться разного размера ягод, изменяя силу нажима пальца. Можно предложить детям выбрать цвет своему винограду. Обратить внимание на форму грози: сверху ягод больше, чем ниже, тем меньше ягод.

Вопросы:

1. Чем отличается виноград культурный от винограда дикого?
2. Кто такие виноградари?
3. Как называют ствол виноградного куста?
4. Какого цвета бывают виноградные ягоды?
5. Перескажите легенду о винограде.
6. Что делают из винограда?
7. Что называют изюмом?
8. Кто, кроме человека любит виноград?